Сегодня мы хотим поговорить на острую и противоречивую тему "о работе с заказчиками". Хотим подчеркнуть, что пост будет касаться именно художников, профессионально занимающихся каким-либо видом искусства.
Все заказчики делятся на две группы: частные клиенты и корпоративные клиенты (организации, юридические лица). Каждый из них приходит с мыслью "я всегда прав". Естественно, что если ты платишь, то хочешь получить результат, который оправдает ожидания. Но тут возникает первая и самая главная проблема: часто заказчик сам до конца не представляет, что ему нужно. Идея вроде как есть, картинки из Пинтереста найдены, а четко сформулировать заказ словами человек не может. И художник должен по сути угадывать, а что на самом деле надо. Именно на этом этапе авторам нужно не лениться и уточнять детали, делать эскизы и выяснять все мелочи, чтобы свести недопонимания к минимуму.
Следующая проблема со стороны заказчика - это вопрос: "А что действительно хорошо?". Ведь всем хочется создать нечто оригинальное, чтобы отличаться от других. А в итоге, по какой-то странной иронии, люди выбирают нечто из уже имеющегося ряда - "как у соседа" или "я тут видел". "Ожидание" и "Реальность" в действии: хотелось сюрреализм Дали со слонами на ногах-палочках, а получился серый невзрачный реализм с сиренью на столе. Естественно, такая работа не может понравится заказчику.
Тут снова возникает проблема: работа готова, заказчик воротит нос, а исполнитель не может понять: "Что же ещё нужно? Я же сделал всё, что просили!". Очень часто эскиз будущего изделия (если это не картина, а работа в объеме) отличается от готового в материале. И если заказчик не слушает художника в самом начале, настаивая на чем-то своем и думая, что так будет хорошо, в итоге получает то, что получает. Обвинять друг друга в таком случае никому не следует, но сделать выводы определенно нужно: автору быть увереннее и настойчивее, а заказчикам все-таки слушать, что говорит художник, он-то в этом деле всю жизнь и лучше знает, что и как сделать.
На эту тему у Александра есть история: " Есть у меня один заказчик, с которым общаюсь больше 14 лет. В начале нашей работы у нас постоянно возникали противоречия и недопонимания, похожие на описанные выше. Бывало, приносишь модель по утвержденному эскизу, а он говорит: "Давай тут вот так изменим!". Я говорю: "Хорошо". Заказчик ведь всегда прав. А сам понимаю, что будет плохо, у меня же за плечами многолетний опыт и годы обучения, я точно знаю, так делать нельзя! Но переделываю... В результате слышу: "Ты знаешь, а раньше было лучше!". После нескольких подобных многократно (туда-сюда) переделанных моделей, на очередном утверждении я сказал: "Нет! Ничего переделываться не будет!". А потом дотошно и аргументировано объяснил, почему. По прошествии стольких лет и около сотни разных удачных моделей, заказчик сказал мне, что он запомнил тот мой первый отказ переделывать."Зауважал!".
С частными клиентами обычно работать проще. Люди находят художника, выбирают его по работам, ценовой политике и отзывам, а значит изначально соглашаются на стиль и манеру автора. Поэтому доказывать им, что "я не делаю реалистичную скульптуру, я мастер декоративного искусства", не надо. Частный клиент сразу понимает, ему нужны психоделические коты из дерева или классический сервиз. Такого заказчика легче убедить в своей правоте и показать ему, как идея будет смотреться лучше всего. Трудности работы с частными лицами возникают из-за объема работ, сроков (люди часто переживают, что автор не успеет доделать все в срок) и нахождения взаимопонимания. Но все можно преодолеть, если автор стремится радовать заказчика, а тот в свою очередь доверяется художнику.
Оплата работы может быть выстроена разными способами: с предоплатой и оплатой по факту. Со своей стороны советовали бы брать предоплату, пусть и небольшую. Это позволит "скрепить" рабочие отношения и оплатить хотя бы потраченные на работу материалы.
Корпоративные клиенты очень разные. Есть те, кто приходит специально к данному исполнителю, выбрав его стиль. С такими заказчиками можно быстро проработать идею, выбрать оптимальный способ оплаты(художник может работать как юридическое, так и физическое лицо) и с радостью выполнить весь заказ. Это "идеальные" заказчики, которых, к сожалению, очень мало. В основном люди приходят с заказом под лозунгом "мне надо много и дешево". Но так не бывает! И здесь художнику нужно сесть и хорошо подумать, что даст ему этот проект и сотрудничество: интересную работу, возможность проявить себя, деньги, пиар, связи или потраченные нервы, силы, время и маленький доход. Заказчики часто не понимают и не собираются вникать в тонкости работы художника и гнут свою линию: должно быть так и не иначе. Но автор в своем деле профессионал, а значит не должен бояться настаивать на своем! Именно в таких спорах рождается истина и почти со всеми удается найти общий язык и варианты сотрудничества.
Оплата работы корпоративными клиентами сложная штука. Здесь важно с самого начала обговорить все нюансы, так как тут речь идет о больших суммах. В каждой сфере есть часть работы, обязательная к оплате: материалы, создание модели и форм, подготовка материала к работе и т.п. Мы бы советовали не закладывать эти траты в себестоимость одной штуки, а вынести их из общей суммы заказа. Например, в нашей мастерской обязательно нужно сделать модель и формы. Это самая сложная и кропотливая часть фарфорового процесса, стоимость которой начинается от 10 000 рублей. Если заказ в целом сорвется, то мы, изготовив модель и предоставив заказчику образец за 1 500 рублей, больше теряем, нежели приобретаем. Поэтому мы просчитываем стоимость модели и не вносим ее в общую стоимость заказа, плюс к этому она не может быть возвращена. Этот пункт мы обязательно прописываем в договоре. Если заказчика это не устраивает, то мы с ним не работаем.
Брать в таком случае предоплату или нет, опять же нужно смотреть по ситуации, но наш совет - брать. Голодный художник - это миф, который создали сами художники, не беря предоплату. Не надо так.
Отдельный подвид корпоративных заказчиков, о котором хотелось бы сказать, - это рекламщики и рекламные отделы организаций. С этими ребятами нужно держать ухо востро. Они находят исполнителей наобум, так как их главная задача - купить максимально много и максимально дешево. Неясно правда, зачем они обращаются в частные маленькие мастерские, ателье и к художникам, если все их заказы подходят только для размещения на заводах или в лавочках, торгующих китайским дешевым товаром. Например, нам часто пишут о предложении сделать 1000 штук чашек с логотипом какой-то фирмы по 10 рублей за штуку в течении недели. Но в ответ мы можем только предложить обратиться в фирмы, которые занимаются сублимацией. Рекламщики - это всегда посредники между автором и главным заказчиком. Они работают только как юридическое лицо и даже 1000 рублей "за образец" будут переводить на расчетный счет, обслуживание которого в месяц может стоить дороже. Художники, думайте, прежде чем соглашаться на такие заказы, не прыгайте от радости, увидев большой тираж и умножив количество на цену одной штуки! Эти пять или шесть нулей вы скорее всего не увидите, а время, силы, нервы и материалы потратите. Не бойтесь отказать рекламщикам, они в итоге все равно выберут не вас, проверено на собственном опыте.
После всего сказанного, хотелось бы подытожить:
Делая заказ напрямую у художника, заказчикам следует выслушать, что он может предложить, как довести идею до ума, чтобы все было хорошо. Заказчикам следует доверять выбранному автору полностью и не контролировать каждый его шаг.
Художникам нужно быть смелее! Не жалеть, если отношения с заказчиком не сложились, даже если вдохновляла круглая сумма за исполнение работы. Простая истина "ваше от вас не уйдет" тут работает на все 100. Нужно тратить время только на стоящие для автора заказы.
Самое главное и для заказчика и для исполнителя - умение слышать и слушать. Давайте вместе развивать эти качества, тогда все будут довольны.
Текст: Татьяна Свирцова, Александр Комарьков
Другие посты с полезными советами по теме фарфора и бизнеса читайте в рубрике "Я хочу свою мастерскую"