«Фарфор - спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор изделия тонкой керамики». «Они обладают высокой прочностью, применяются для изготовления высококачественной посуды, художественных произведений, а также санитарной техники и аппаратов химической технологии. Различают два вида фарфора в зависимости от температуры его обжига: мягкий (костяной фарфор, обжиг до 1300 градусов, изготовление преимущественно художественных изделий) и твёрдый(обжиг до 1450 градусов, производство различной посуды, в том числе лабораторной). Изделия обоих видов могут быть покрыты глазурью для придания им блеска и маскировки небольших дефектов поверхности, а также оставаться непокрытыми, то есть бисквитными». Такое сухое определение можно встретить в энциклопедиях и справочниках. Но фарфор - это не просто смесь химических элементов и обжига. Это волшебный материал, работать с которым сложно, но очень интересно!
Нам кажется кажется, все мастера фарфора, создавая свои произведения, преодолевают путь его изобретателей: первого китайского гения из провинции Као -Линг, европейского алхимика Иоганна Фридриха Бетгера, русского «отца фарфора» Дмитрия Ивановича Виноградова.
Сегодня фарфоровых предприятий, мануфактур и мастерских по миру достаточно много. Ярким примером современного китайского фарфора могут послужить работы предприятия «Franz Collection». Среди европейских фабрик особо известны «Мейсен»(Германия), «Веджвуд»(Англия), «Лиможский фарфор»(Франция), «Lladro»(Испания). В России самым крупным производителем был и остаётся Императорский фарфоровый завод.
Со временем фарфор перестал быть предметом роскоши. Современный фарфор не ограничивается выпуском классических статуэток, сервизов, ваз и кофейных пар. Авторы часто идут на эксперименты и делают невероятные вещи: имитации других материалов (металла, кожи, ткани, жидкости, резины), необычные композиции, фарфоровые одежда и обувь, фантастические образы, сложные росписи.
Чтобы лучше разбираться в мире фарфора, объясним основные термины:
Твёрдый фарфор - фарфор, обжигаемый при температуре 1340 - 1400°С. Белый и абсолютно прозрачный после обжига.
Мягкий фарфор - фарфор, обжигаемый при температуре 1250 °С. Менее белый и прозрачный после обжига, недорогое сырье, поэтому и изделия из него дешевле.
Костяной фарфор - фарфор, обжигаемый при температуре 1250°С. Белый и полупрозрачный после обжига, самое дорогое сырье, поэтому и изделия из него на порядок дороже остальных.
Бисквит - матовый фарфор, без глазури, не блестящий.
Шликер - жидкий фарфор.
Модель - будущее изделие, которое сначала лепится из пластилина или изготавливается из гипса.
Формовка - процесс создания гипсовых форм для изделия. Чем сложнее изделие, тем больше форм нужно сделать. Для одной статуэтки, например, может быть изготовлено больше 10 форм. В формы заливается фарфоровый шликер.
Утильный обжиг - первичный обжиг любого изделия, который проходит при температуре 800 - 1000 °С.
Высокий обжиг - финальный обжиг на максимальной температуре.
Отливка - процесс, при котором фарфоровый шликер заливают в формы, вытаскивают получившееся изделие и сушат его.
Глазуровка изделия - процесс, при котором изделие покрывается глазурью, а после обжига она превращается в тонкий стекловидный слой. Глазурь нужна для водонепроницаемости, гигиеничности использования или просто красоты (если речь идет о декоративных предметах).
Роспись подглазурная - роспись керамическими красками, которые наносят до глазуровки изделия на утильный или сырой черепок. Такие краски выдерживают высокий обжиг до 1400°С.
Роспись надглазурная - роспись керамическими красками, которые наносят на готовое обожженное изделие. Температура обжига до 800°С
Люстры, золото, платина - это органические лаки различных металлов. В процессе обжига органические вещества сгорают, а на поверхности глазури остается тончайшее металлическое покрытие, обладающее высоким блеском и необычным цветом. Краски наносят на обожженную глазурованную поверхность. Температура их обжига до 850°С.
Создание изделия из фарфора - это длительный и трудоёмкий процесс со множеством этапов.
Все начинается с изготовления модели будущего изделия из пластилина или гипса. Модель лепят и вырезают вручную(в основном статуэтки) или на гипсомодельном станке(в основном посуда).
Далее следует первичная формовка: с модели снимают гипсовую форму, которую зачищают и дорабатывают.
Чтобы все было идеально, в доработанную форму заливают гипс или фарфор, которые доводят до совершенства. После этого следует итоговая чистовая формовка изделия.
Когда форма из гипса готова, в неё можно заливать шликер и делать отливки(то есть уже приступать к созданию фарфорового изделия).
Отливки вынимают из форм, сушат, обрабатывают ( убирают швы и неровности, склеивают все части, если требуется) и отправляют на первый обжиг, утильный.
После первого обжига изделие расписывают(если требуется подглазурная роспись), глазуруют и ставят на высокий финальный обжиг.
После расписывают надглазурными красками и золотят, после чего ещё раз обжигают.
Стоит отметить, что одно изделие из фарфора может проходить до 10 обжигов, самый короткий из которых длится 4 часа.
В создании фарфора принимают участие много людей, на больших предприятиях каждый человек отвечает за своё направление в работе. У нас в Мастерской KASTdecor всего три человека. И все вышеуказанные этапы мы проходим самостоятельно от идеи до конечной фотографии изделия на сайте.
Другие посты с заметками и новостями о нас читайте в рубрике "kastdecor"