Александра Худякова - профессиональный художник - кукольник, куратор проектов Dollart.ru и АРТ - кукла. Её работы - произведения искусства, в которых сочетаются классическая скульптура, дух модерна, символизм и красота. Мы познакомились с Сашей три года назад в рамках выставки Dollart - 2012. С её лёгкой руки я попала в мир фарфора, кукольников и мастерской KASTdecor. А куклы Саши не раз становились героями моих фотоисторий. Специально для второго номера нашего журнала я взяла у Саши интервью, из которого вы узнаете об образах, воплощенных в её куклах, проектах и магии творчества.
Ссылки:
- Здравствуй, Саша! Ты занимаешься художественной куклой. Расскажи, пожалуйста, что это такое.
- Добрый день. Постараюсь ответить. Есть авторская, а есть художественная кукла. Любая художественная - это авторская кукла, но не любая авторская является художественной. Получается, что есть не так много художников, работы которых можно назвать произведениями искусства, сделанными в жанре "художественная кукла". Но я работаю именно в этом жанре.
- Что за образы ты раскрываешь с своих работах?
- А Бог его знает (смеётся). Разные конечно же. Образы из литературы, но не какие-то конкретные персонажи, а ощущения. Впечатления от прочитанной книги, услышанной музыки, кино. Это мысли, эмоции, ощущения жизненные, которые обличены в аллегорической форме в человеческий кукольный образ. У меня, например, очень редко бывают куклы с именами "Катя", "Лиза"... Они какие-нибудь "Рассвет", "Сумерки". Каждый художник пропускает через себя какой - то образ. У меня в основном женские, бывают мужские, но мало. Наверное потому, что я сама женщина и то, о чём я хочу сказать легче передать через женский образ. Иногда, но это любой кукольник тебе скажет, кусочек кружева начинает будить фантазию совершенно необычайным образом. Раньше рукава перестегивались с платья на платье, так как кружева были страшно дороги, они передавались по наследству. У меня был такой рукав от кружевного платья невероятной красоты, на пуговке перламутровой. Я надела его на руку, застегнула и поняла, что у той женщины было абсолютно такое же, как у меня, тонкое запястье. Мне даже стало не по себе, потому что я поняла, что её давно нет, лет сто. А она своё время своими тонкими пальцами застегивала на тонком запястье перламутровую пуговку. Тогда я как-то подумала, что может не стоит использовать антикварные вещи, но потом поняла, что надо обязательно давать новую жизнь этим вещам и тем людям, которые каким-то образом были связаны с ними. Никто не вспомнит, как её звали, но так или иначе мысль об этой женщине, что она жила, была прекрасна, останется. Впечатление от этой мысли у меня возникло, и я сделала очень тонкую красивую куклу с этим кружевом. Такое бывает. А иногда бывает конкретное стойкое ощущение. Есть такая фраза, которую говорил художник Юрий Миронов: "Не путайте печаль с тоскою". Но тоску я никогда не делала, потому что считаю, что в произведениях искусства, которые предназначены для других людей, не надо выставлять свой негатив. Тоска - это когда жилы тянет и ничего не сделаешь, а печаль - это красивое чувство. Без неё невозможно ощутить все радости жизни.
- Возвращаясь к теме антиквариата. Много ли ты его используешь в декоре своих работ?
- Достаточно много. Я иногда даже забываю об этом. Раньше, в самом начале своего "кукольного" пути, я использовала только натуральные материалы, для меня это было важно. В том числе это были и старинные вещи, потому что современные, те же кружева, были искусственными. А сейчас стали появляться кружева, которые абсолютно точно имитируют антикварные. Это тот же самый станок, стоящий во Франции, например, который ещё в 18 веке плёл кружева. И сейчас он тоже плетёт. То есть сейчас я этого не придерживаюсь. Я сейчас всё использую. Это то самое, "когда б вы знали из какого сора". Это действительно так. Я уже как профессионал могу сказать, что я вышла на тот уровень, когда я не заморачиваюсь в выборе материала. Я чувствую себя достаточно свободно. А антикварные вещи часто придают особую духовность работе.
- Какие материалы ты вообще используешь при создании своих кукол?
- Это любимый фарфор, с него я начинала и до сих пор с ним работаю. Был период пластика "FIMO". Мне понравилось, что он светоносный материал, но не такой холодный, как фарфор. Фарфор - это абсолютная драгоценность. В нём есть какая-то возвышенность, которая иногда бывает чрезмерной. А пластик более человечный, он ближе к человеческому телу, теплее что ли. Получается, что фарфор, это более художественный материал, потому что он возвышает. Он не такой, как жизнь человеческая, он выше этого(улыбается).
- В какой - то момент у тебя началась серия "забрызганных" гипсом фарфоровых кукол.
С чего она началась и как это произошло?
- Так или иначе мои куклы - не совсем куклы. Огромное впечатление на меня производила скульптура и прежде всего, почему-то, архитектурная. Может быть именно за счет того, что она в среде. Все страны мира и города борются очистить все исторические скульптуры, чтобы они были в первозданном виде, а мне всегда нравилось, что они покрыты патиной, что они живущие. Нечто мистическое в них есть, когда они не идеально чистые. Уличная скульптура меня всегда завораживала. Опять же холодность и идеальность фарфора хочется иногда нарушить. Не всегда. Порой идешь за этим, а иногда хочется нарушить и добавить к этому идеалу стихии. Совмещение материалов даёт художественность и даже живописность. Плюс ко всему я никогда не думала, что буду кукольником. Я очень хотела быть живописцем, но вовремя опомнилась и нашла свою замечательную нишу. Но "синдром живописца" иногда приводит к таким последствиям.
- А чтобы ты делала в живописи, если бы стала живописцем?
- Да тоже самое. В том то и дело, слава Богу, что я не начала живописью заниматься. Потому что в живописи это было бы очень глупо и по-девичьи. Девушки, красивые... Нет, это ужасно, пошлость сплошная была бы. А кукла позволяет реализовывать эти сентиментальные вещи. Куклы - это тот самый жанр, в котором я могу абсолютно не заморачиваться на этот счет.
- Первой из "забрызганных" работ была композиция "Зеркало". Расскажи, пожалуйста, о ней.
- Сама тема зеркал и отражений меня всегда завораживала. Куклы - это всегда отражения человека. Вообще искусство - это так или иначе отражение природы в интерпретации человека. Искусство творит только человек, и когда он что-то делает, то конечно же отражает что -то природное. Музыка - это отражение звуков, танец - ритмов и так далее. Отражения в искусстве это самая главная тема. Когда мы говорим о кукле, то она самое близкое отражение человека. И вообще с детства меня интересовала одинаковость. А ещё мне нравились стихи. Была такая чудесная чудная поэтесса Черубина де Габриак. Это известная мистификация Серебряного века, которая была создана Максимилианом Волошиным. Талантливая поэтесса, которая была представлена в мир искусства в виде какой-то невероятной женщины и поэтессы, таинственной, которая никогда не выходит на люди. Это образ потрясающей красоты, в который был влюблен весь творческий мир того времени. Но самое главное, что у неё были невероятной красоты стихотворения. Её образ вообще во всех моих куклах проходит. И у неё есть стихотворение о зеркале:
"Ты в зеркало смотри,
Смотри, не отрываясь,
Там не твои черты,
Там в зеркале живая,
Другая ты.
...Молчи, не говори...
Смотри, смотри, частицы зла и страха,
Сверкающая ложь
Твой образ создали из праха,
И ты живешь.
И ты живешь, не шевелись и слушай:
Там в зеркале, на дне,—
Подводный сад, жемчужные цветы...
О, не гляди назад,
Здесь дни твои пусты,
Здесь все твое разрушат,
Ты в зеркале живи,
Здесь только ложь, здесь только
Призрак плоти,
На миг зажжет алмазы в водомете
Случайный луч...
Любовь.— Здесь нет любви.
Не мучь себя, не мучь,
Смотри, не отрываясь,
Ты в зеркале — живая,
Не здесь..."
В этом стихотворении что -то для меня важное, не знаю что. И композиция двух кукол "Зеркало" - это моя реакция на эти стихи.
Саму Черубину я делала отдельно в виде большой куклы. Она похожа на "Незнакомку" Блока. Это то, чего так жаждала та публика. Они её желали, о ней писали и она появилась.
Вообще, если говорить о моих работах, то это Серебряный век, прерафаэлиты, символизм, модерн - весь блок декадентской истории. Мне это безумно нравится, и я считаю, что в кукле это имеет право на существование даже в наше время. В живописи, если это появляется, то это избито и пошло, в архитектуре - грубо и несовременно. А кукла может себе позволить ностальгические вещи. Жанр художественной куклы вообще многое позволяет сделать. Прелесть этого искусства, что для себя делаешь, а это ещё кому-то нравится, здорово!
- А как твоя личная кукольная история переросла в большой проект Dollart.ru, объединивший многих авторов?
- Сначала не было понятия "кукольники". В кукольное искусство люди пришли в конце 1980 - х - начале 1990-х годах. Все художники делают кукол так или иначе. Для себя, для ребёнка, в подарок, что - то там осталось от проекта, какая-то дребедень валяется на верстаке. У Зураба Константиновича Церетели тоже куклы есть, в Тбилиси, но я этого не видела. То есть все когда-то делали некое антропоморфное небольшое произведение.
В 90-е годы многие художники потеряли возможность работать так, как они работали раньше. Театральные, киношные, мультипликаторы, ювелиры, дизайнеры (у меня вот был "автомобильный" дизайн в Строгановке). В те времена востребованность в этих профессиях отпала, и многие уже не могли реализовать себя в качестве художника. И вот история, которую я всегда рассказываю. Художник Елена Языкова, она дизайнер, работала в музеях, с моими родителями (Константином и Мариной Худяковыми). Но у неё была ещё свободная ветвь её деятельности - куклы. Это первый человек с хорошим художественным образованием, который сказал: "Кукла - это искусство". Никто не верил, но она начала делать кукольные выставки, собирать разных художников. Я тогда была ещё маленькой, лет 15-16, но мне мама рассказывала о ней. Потом Елена организовала Ассоциацию художников-кукольников в Московском союзе художников, тем самым прописав в художественной среде это направление, "Художественная кукла". И стали появляться художники-кукольники. Мы начали постепенно знакомиться и делать собственные выставки, как мы, художники, считаем нужным.
Как возник Dollart. Мой замечательный друг, Никита Тихонов, придумал сделать сайт Dollart.ru. Мы с ним вдвоём его придумали и сделали. На почве этого сайта стали знакомиться художники. И в результате мы сделали выставку Ассоциации художников-кукольников, которую назвали Dollart.ru, по названию доменного имени. Выставки стали ежегодными. Для нас это как большой ежегодный смотр, к которому художники готовятся отдельно, многие вещи некоммерческие. Задача именно художественная. На базе Dollart.ru возник ещё один проект "АРТ - кукла". Это территория экспериментов, куда приглашаются художники других жанров.
Самое главное, на мой взгляд, в проекте Dollart.ru - это конкурс. Это единственный конкурс, в котором участвуют только профессиональные художники-кукольники. Попасть в участники этого конкурса тяжело. Для того, чтобы стать участником конкурса, надо победить в предварительном отборе, в жюри которого входят все участники Dollart.ru. А три победителя участвуют в большом конкурсе, который судят деятели культуры, академики РАХ, медийные персоны, искусствоведы. Это очень большое жюри. И ещё нужно отметить наших главный партнёров - это Творческий Союз Художников России и Галерея Елены Громовой.
-Как поменялся проект Dollart.ru за годы своего существования?
- Он заматерел (улыбается). Он прирос небольшим, но качественным отрядом художников. Новые художники появляются редко. И чем дальше, тем реже. Потому что нормальные люди в куклы не идут. Это не самое денежное занятие, потому что очень много усилий вкладывается в создании работы, а денег выходит не очень много. То есть художники профессионалы в эту сферу не идут, идут любители. Среди них бывают самородки, но это единицы.
- За время существования проектов было проведено очень много тематических выставок. Какую ты бы могла выделить,
что особо запомнилось?
- Мне понравилась выставка с темой "Сны". В выставочном зале мы выключили основной свет, сделали странную подсветку. У меня, например, была большая шарнирная кукла, подвешенная в сетях сна. А Юлия Сочилина, создающая свои работы из дерева, сделала куклу-тень, призрак, в руке которой были перчатки. Юля сказала:"Осторожно, не дотрагивайтесь, это отравленные перчатки!". И в это верилось! Тогда на выставке была какая-то атмосфера мистики. Но я хочу сказать, что все художники нашего объединения с мистикой крайне осторожны. Но иногда заглядывания из-за угла в эту тему бывают довольно интересными.
-Какой автор тебя каждый раз удивляет?
- Я всех обожаю, но Юлия Сочилина восхищает меня до невозможности, это что-то неземное. А любимый мой автор - это Наталья Победина. Смешно, но мы с ней постоянно ноздря в ноздрю идём во многом. Видимо мы в одних сферах душевных, чувственных витаем. И чем-то похожи внутренне, мне так кажется. Это тот самый автор, белая зависть к которому движет художником. Говорят, что художник обязательно должен завидовать, иначе он не будет развиваться. И Наташа Победина - это тот самый художник, о котором я могу каждый раз говорить: " Оооооооо, кааааак она сделала, ммммм! Жалко, что не я ТАК сделала". Ещё любимый мой художник Владимир Гвоздев. Он и как человек чудесный, замечательный друг мой. Правда, он себя кукольником не считает, но мне нравится всё, что он делает. А куклы особенно.
- Да! Потому что они всегда с историей, а не просто образом.
- Когда видишь любую его куклу, ты понимаешь, что видел это когда-то сам, ты знаешь эту ситуацию, которую он описывает. Он сам говорит про себя, что "я же подлый человек, я жму на те самые кнопки, которые называются "сентиментальность", "детство", а вы дёргаетесь". Он очень хороший.
- С какими авторами ты сотрудничала, делала совместные вещи?
- Со скульптором Василием Селивановым, со Светланой Румянцевой. Она тоже играет большую роль в проекте Dollart.ru. Она была участником выставок, а потом активно включилась в организационный процесс, и теперь мы вместе продвигаем Dollart.ru.
Ещё мы с тобой сотрудничали, сделали фотопроект "Зеркало", я горжусь им.
Я бы хотела посотрудничать с Худяковым Константином Васильевичем (смеётся), по мотивам работ которого я часто делаю какие-то вещи. Но не совместно. Хотя с другой стороны это очень страшно.
- Что является сказкой в твоей жизни?
- Это моё творчество. Это та самая сфера, в которой я могу почувствовать себя маленькой, принцессой, кем угодно. То пространство, в котором я могу играть, и есть сказка. В нём можно влюбляться, перевоплощаться. Это уникальная, потрясающая возможность составлять свою реальность и чувствовать всё то, что ты хочешь почувствовать: гнев, печаль, счастье, радость, любовь. В этом пространстве я могу быть тем самым Демиургом, который творит образы, ситуации и много чего. В этом и заключается сказка.
Беседовала Татьяна Свирцова