Авторский фарфор, необычные светильники, фарфоровая посуда, чашки для усатых мужчин, предметы интерьера
8-926-521-83-12

Художник-кукольник Александра Худякова

- Здравствуй, Саша! Ты занимаешься художественной куклой. Расскажи, пожалуйста, что это такое.

-  Добрый день. Постараюсь ответить. Есть авторская, а есть художественная кукла. Любая художественная - это авторская кукла, но не любая авторская является художественной. Получается, что есть не так много художников, работы которых можно назвать произведениями искусства, сделанными в жанре "художественная кукла". Но я работаю именно в этом жанре. 

 

- Что за образы ты раскрываешь с своих работах?

- А Бог его знает (смеётся).  Разные конечно же. Образы из литературы, но не какие-то конкретные персонажи, а ощущения. Впечатления от прочитанной книги, услышанной музыки, кино. Это мысли, эмоции, ощущения жизненные, которые обличены в аллегорической форме в человеческий кукольный образ. У меня, например, очень редко бывают куклы с именами "Катя", "Лиза"... Они какие-нибудь "Рассвет", "Сумерки". Каждый художник пропускает через себя какой - то образ. У меня в основном женские, бывают мужские, но мало. Наверное потому, что я сама женщина и то, о чём я хочу сказать легче передать через женский образ. Иногда, но это любой кукольник тебе скажет, кусочек кружева начинает будить фантазию совершенно необычайным образом. Раньше рукава перестегивались с платья на платье, так как кружева были страшно дороги, они передавались по наследству. У меня был такой рукав от кружевного платья невероятной красоты, на пуговке перламутровой. Я надела его на руку, застегнула и поняла, что у той женщины было абсолютно такое же, как у меня, тонкое запястье. Мне даже стало не по себе, потому что я поняла, что её давно нет, лет сто. А она своё время своими тонкими пальцами застегивала на тонком запястье перламутровую пуговку. Тогда я как-то подумала, что может не стоит использовать антикварные вещи, но потом поняла, что надо обязательно давать новую жизнь этим вещам и тем людям, которые каким-то образом были связаны с ними. Никто не вспомнит, как её звали, но так или иначе мысль об этой женщине, что она жила, была прекрасна, останется. Впечатление от этой мысли у меня возникло, и я сделала очень тонкую красивую куклу с этим кружевом. Такое бывает. А иногда бывает конкретное стойкое ощущение. Есть такая фраза, которую говорил художник Юрий Миронов: "Не путайте печаль с тоскою". Но тоску я никогда не делала, потому что считаю, что в произведениях искусства, которые предназначены для других людей, не надо выставлять свой негатив. Тоска - это когда жилы тянет и ничего не сделаешь, а печаль - это красивое чувство. Без неё невозможно ощутить все радости жизни.

 

- Возвращаясь к теме антиквариата. Много ли ты его используешь в декоре своих работ?

- Достаточно много. Я иногда даже забываю об этом. Раньше, в самом начале своего "кукольного" пути, я использовала только натуральные материалы, для меня это было важно. В том числе это были и старинные вещи, потому что современные, те же кружева, были искусственными. А сейчас стали появляться кружева, которые абсолютно точно имитируют антикварные. Это тот же самый станок, стоящий во Франции, например, который ещё в 18 веке плёл кружева. И сейчас он тоже плетёт. То есть сейчас я этого не придерживаюсь. Я сейчас всё использую. Это то самое, "когда б вы знали из какого сора". Это действительно так. Я уже как профессионал могу сказать, что я вышла на тот уровень, когда я не заморачиваюсь в выборе материала. Я чувствую себя достаточно свободно. А антикварные вещи часто придают особую духовность работе.

 

- Какие материалы ты вообще используешь при создании своих кукол?

- Это любимый фарфор, с него я начинала и до сих пор с ним работаю. Был период пластика "FIMO". Мне понравилось, что он светоносный материал, но не такой холодный, как фарфор. Фарфор - это абсолютная драгоценность. В нём есть какая-то возвышенность, которая иногда бывает чрезмерной. А пластик более человечный, он ближе к человеческому телу, теплее что ли. Получается, что фарфор, это более художественный материал, потому что он возвышает. Он не такой, как жизнь человеческая, он выше этого(улыбается).

 

- В какой - то момент у тебя началась серия "забрызганных" гипсом фарфоровых кукол.

С чего она началась и как это произошло?

- Так или иначе мои куклы - не совсем куклы. Огромное впечатление на меня производила скульптура и прежде всего, почему-то, архитектурная. Может быть именно за счет того, что она в среде. Все страны мира и города борются очистить все исторические скульптуры, чтобы они были в первозданном виде, а мне всегда нравилось, что они покрыты патиной, что они живущие. Нечто мистическое в них есть, когда они не идеально чистые. Уличная скульптура меня всегда завораживала. Опять же холодность и идеальность фарфора хочется иногда нарушить. Не всегда. Порой идешь за этим, а иногда хочется нарушить и добавить к этому идеалу стихии. Совмещение материалов даёт художественность и даже живописность. Плюс ко всему я никогда не думала, что буду кукольником. Я очень хотела быть живописцем, но вовремя опомнилась и нашла свою замечательную нишу. Но "синдром живописца" иногда приводит к таким последствиям.

- А чтобы ты делала в живописи, если бы стала живописцем?

- Да тоже самое. В том то и дело, слава Богу, что я не начала живописью заниматься. Потому что в живописи это было бы очень глупо и по-девичьи. Девушки, красивые... Нет, это ужасно, пошлость сплошная была бы. А кукла  позволяет реализовывать эти сентиментальные вещи. Куклы - это тот самый жанр, в котором я могу абсолютно не заморачиваться на этот счет.

 

- Первой из "забрызганных" работ была композиция "Зеркало". Расскажи, пожалуйста, о ней.

- Сама тема зеркал и отражений меня всегда завораживала. Куклы - это всегда отражения человека. Вообще искусство - это так или иначе отражение природы в интерпретации человека. Искусство творит только человек, и когда он что-то делает, то конечно же отражает что -то природное. Музыка - это отражение звуков, танец - ритмов и так далее. Отражения в искусстве это самая главная тема. Когда мы говорим о кукле, то она самое близкое отражение человека. И вообще с детства меня интересовала одинаковость. А ещё мне нравились стихи. Была такая чудесная чудная поэтесса Черубина де Габриак. Это известная мистификация Серебряного века, которая была создана Максимилианом Волошиным. Талантливая поэтесса, которая была представлена в мир искусства в виде какой-то невероятной женщины и поэтессы, таинственной, которая никогда не выходит на люди. Это образ потрясающей красоты, в который был влюблен весь творческий мир того времени. Но самое главное, что у неё были невероятной красоты стихотворения. Её образ вообще во всех моих куклах проходит. И у неё есть стихотворение о зеркале:

"Ты в зеркало смотри,

Смотри, не отрываясь,

Там не твои черты,

Там в зеркале живая,

Другая ты.

 

...Молчи, не говори...

Смотри, смотри, частицы зла и страха,

Сверкающая ложь

Твой образ создали из праха,

И ты живешь.

 

И ты живешь, не шевелись и слушай:

Там в зеркале, на дне,—

Подводный сад, жемчужные цветы...

О, не гляди назад,

Здесь дни твои пусты,

Здесь все твое разрушат,

Ты в зеркале живи,

Здесь только ложь, здесь только

Призрак плоти,

На миг зажжет алмазы в водомете

Случайный луч...

Любовь.— Здесь нет любви.

Не мучь себя, не мучь,

Смотри, не отрываясь,

Ты в зеркале — живая,

Не здесь..."

В этом стихотворении что -то для меня важное, не знаю что. И композиция двух кукол "Зеркало" - это моя реакция на эти стихи.

Саму Черубину я делала отдельно в виде большой куклы. Она похожа на "Незнакомку" Блока. Это то, чего так жаждала та публика. Они её желали, о ней писали и она появилась.

Вообще, если говорить о моих работах, то это Серебряный век, прерафаэлиты, символизм, модерн  - весь блок декадентской истории. Мне это безумно нравится,  и я считаю, что в кукле это имеет право на существование даже в наше время. В живописи, если это появляется, то это избито и пошло, в архитектуре - грубо и несовременно. А кукла может себе позволить ностальгические вещи. Жанр художественной куклы вообще многое позволяет сделать. Прелесть этого искусства, что для себя делаешь, а это ещё кому-то нравится, здорово!

 

- А как твоя личная кукольная история переросла в большой проект Dollart.ru, объединивший многих авторов?

- Сначала не было понятия "кукольники".  В кукольное искусство люди пришли в конце 1980 - х - начале 1990-х годах. Все художники делают кукол так или иначе. Для себя, для ребёнка, в подарок, что - то там осталось от проекта, какая-то дребедень валяется на верстаке. У Зураба Константиновича Церетели тоже куклы есть, в Тбилиси, но я этого не видела. То есть все когда-то делали некое антропоморфное небольшое произведение.

В 90-е годы многие художники потеряли возможность работать так, как они работали раньше. Театральные, киношные, мультипликаторы, ювелиры, дизайнеры (у меня вот был "автомобильный" дизайн в Строгановке). В те времена востребованность в этих профессиях отпала, и многие уже не могли реализовать себя в качестве художника. И вот история, которую я всегда рассказываю. Художник Елена Языкова, она дизайнер,  работала в музеях, с моими родителями (Константином и Мариной Худяковыми). Но у неё была ещё свободная ветвь её деятельности - куклы. Это первый человек с хорошим художественным образованием, который сказал: "Кукла - это искусство". Никто не верил, но она начала делать кукольные выставки, собирать разных художников. Я тогда была ещё маленькой, лет 15-16, но мне мама рассказывала о ней. Потом Елена организовала Ассоциацию художников-кукольников в Московском союзе художников, тем самым прописав в художественной среде это направление, "Художественная кукла". И стали появляться художники-кукольники. Мы начали постепенно знакомиться и делать собственные выставки, как мы, художники, считаем нужным.

Как возник Dollart. Мой замечательный друг, Никита Тихонов, придумал сделать сайт Dollart.ru. Мы с ним вдвоём его придумали и сделали. На почве этого сайта стали знакомиться художники. И в результате мы сделали выставку Ассоциации художников-кукольников, которую назвали Dollart.ru, по названию доменного имени. Выставки стали ежегодными. Для нас это как большой ежегодный смотр, к которому художники готовятся отдельно, многие вещи некоммерческие. Задача именно художественная. На базе Dollart.ru возник ещё один проект "АРТ - кукла". Это территория экспериментов, куда приглашаются художники других жанров.

Самое главное, на мой взгляд, в проекте Dollart.ru  - это конкурс. Это единственный конкурс, в котором участвуют только профессиональные художники-кукольники. Попасть в участники этого конкурса тяжело. Для того, чтобы стать участником конкурса, надо победить в предварительном отборе, в жюри которого входят все участники Dollart.ru. А три победителя участвуют в большом конкурсе, который судят деятели культуры, академики РАХ, медийные персоны, искусствоведы. Это очень большое жюри. И ещё нужно отметить наших главный партнёров - это Творческий Союз Художников России и Галерея Елены Громовой.

-Как поменялся проект Dollart.ru за годы своего существования?

- Он заматерел (улыбается). Он прирос небольшим, но качественным отрядом художников. Новые художники появляются редко. И чем дальше, тем реже. Потому что нормальные люди в куклы не идут. Это не самое денежное занятие, потому что очень много усилий вкладывается в создании работы, а денег выходит не очень много. То есть художники профессионалы в эту сферу не идут, идут любители. Среди них бывают самородки, но это единицы.

 

- За время существования проектов было проведено очень много тематических выставок. Какую ты бы могла выделить,

что особо запомнилось?

- Мне понравилась выставка с темой "Сны". В выставочном зале мы выключили основной свет, сделали странную подсветку. У меня, например, была большая шарнирная  кукла, подвешенная в сетях сна. А Юлия Сочилина, создающая свои работы из дерева, сделала куклу-тень, призрак, в руке которой были перчатки. Юля сказала:"Осторожно, не дотрагивайтесь, это отравленные перчатки!". И в это верилось! Тогда на выставке была какая-то атмосфера  мистики. Но я хочу сказать, что все художники нашего объединения с мистикой крайне осторожны. Но иногда заглядывания из-за угла в эту тему бывают довольно интересными.

 

-Какой автор тебя каждый раз удивляет?

- Я всех обожаю, но Юлия Сочилина восхищает меня до невозможности, это что-то неземное. А любимый мой автор - это Наталья Победина. Смешно, но мы с ней постоянно ноздря в ноздрю идём во многом. Видимо мы в одних сферах душевных, чувственных витаем. И чем-то похожи внутренне, мне так кажется. Это тот самый автор, белая зависть к которому движет художником. Говорят, что художник обязательно должен завидовать, иначе он не будет развиваться. И Наташа Победина - это тот самый художник, о котором я могу каждый раз говорить: " Оооооооо, кааааак она сделала, ммммм! Жалко, что не я ТАК сделала". Ещё любимый мой художник Владимир Гвоздев. Он и как человек чудесный, замечательный друг мой. Правда, он себя кукольником не считает, но мне нравится всё, что он делает. А куклы особенно.

 

- Да! Потому что они всегда с историей, а не просто образом.

- Когда видишь любую его куклу, ты понимаешь, что видел это когда-то сам, ты знаешь эту ситуацию, которую он описывает. Он сам говорит про себя, что "я же подлый человек, я жму на те самые кнопки, которые называются "сентиментальность", "детство",  а вы дёргаетесь". Он очень хороший.

 

- С какими авторами ты сотрудничала, делала совместные вещи?

- Со скульптором Василием Селивановым, со Светланой Румянцевой. Она тоже играет большую роль в проекте Dollart.ru. Она была участником выставок, а потом активно включилась в организационный процесс, и теперь мы вместе продвигаем Dollart.ru.

Ещё мы с тобой сотрудничали, сделали фотопроект "Зеркало", я горжусь им.

Я бы хотела посотрудничать с Худяковым Константином Васильевичем (смеётся), по мотивам работ которого я часто делаю какие-то вещи. Но не совместно. Хотя с другой стороны это очень страшно.

 

- Что является сказкой в твоей жизни?

- Это моё творчество. Это та самая сфера, в которой я могу почувствовать себя маленькой, принцессой, кем угодно.  То пространство, в котором я могу играть, и есть сказка. В нём можно влюбляться, перевоплощаться. Это уникальная, потрясающая возможность составлять свою реальность и чувствовать всё то, что ты хочешь почувствовать: гнев, печаль, счастье, радость, любовь. В этом пространстве я могу быть тем самым Демиургом, который творит образы, ситуации и много чего. В этом и заключается сказка.

 

 

Беседовала Татьяна Свирцова