Друзья, сегодня мы поговорим о деколях и сублимации. В сети много статей на эту тему, но ни одна не говорит о действительно важных вещах, которые нужно знать об этих способах перенесения изображения на поверхность.
В быту существует только одно мнение насчет любого рисунка(если только он явно не нарисован красками) на керамической и фарфоровой поверхности: "Это наклейка!". Давайте для начала разберемся, что такое "наклейка":
Надеемся, теперь понятно, и мы можем смело двигаться дальше к основной теме.
Начнем с сублимации. Она же сублимационная печать, которая позволяет перенести изображение на посуду(кружки, тарелки), одежду (кепки, футболки), подушки, часы, магниты. Мы поговорим только о посуде. Читая про сублимацию в интернете или обращаясь в фирмы, которые ей занимаются, вам никогда не скажут главного: сублимационная печать вредная для здоровья! Вам будут говорить про яркость красок, быстроту изготовления ("кружка за час"), экономичность и прочее. Но никто не скажет, что поверхность посуды, подготовленной для печати, покрыта специальным полимерным синтетическим составом. И он выделяет вредные токсичные вещества при каждом нагреве чашки или тарелки. Хорошо, если посуда используется в декоративных целях. Но ведь часто кружки и чайные пары с такими изображениями становятся "любимыми": на них фото кумира, мужа, самого классного себя, милого котика или надпись "лучшему боссу". И каждый день вы завариваете чай или кофе, поверхность нагревается, а токсины не дремлют! Мы не хотим пугать вас, от картинки "щенка" на чашке еще никто не умер, все и так живут с плохой экологией и грязным воздухом, а мир - тлен. Но, если здраво взглянуть на ситуацию, зачем усугублять? Поставьте фото мужа в рамочку, а себе купите нормальную керамическую чашку без сублимации.
Теперь расскажем немного о технической стороне вопроса. Почему сублимация - это быстро и дешево?
Для нанесения рисунка нужны: струйный принтер, чернила и фотобумага, термопресс(его цена от 8 000 рублей) и заготовки к нему определенного размера и формата(их цена от 30 рублей за штуку). Сублимацию нельзя сделать на любой поверхности, так как она должна точно подходить к размеру термопресса. Из самого названия ясно, что перенос рисунка происходит под давлением и температурой, а значит посуда должна иметь абсолютно ровную поверхность. Сначала выбирается изображение для печати, потом оно распечатывается на струйном принтере с помощью сублимационных чернил на фотобумаге. Затем изображение закрепляется на поверхности кружки или тарелки. Финальный шаг - поместить изделие в термопресс. Данный процесс происходит при температуре 150-200 °С и занимает 5 минут. Цена готового изделия от 390 до 1000 рублей.
Стойкость изображения - до первой металлической губки, нескольких моек в посудомоечной машине или парочке раз в микроволновке на высокой температуре.
Еще хочется сказать пару слов о таком понятии, как "холодная деколь". Это - переводная картинка, распечатанная на принтере, опущенная в воду, приклеенная на поверхность и закрепленная в духовке при температуре 70-180°С. Ну кто-то пирожки печет, а вы можете стаканчик с ромашкой себе испечь. Но вы должны знать, что в эти краски также входят полимеры, а значит и ромашка окажется вредной для вашего здоровья.
Оба вышеописанных способа переноса рисунка на посуду производятся НЕ художниками и НЕ мастерами. Все изображения - это картинки из интернета или чьи-то фото. К профессиональному декору это не имеет никакого отношения.
Теперь поговорим о деколи. Деколирование - это сложный технический процесс, при котором изображение переносится на керамическую или фарфоровую поверхность при температуре от 850°С. Для тех, кто кривится, видя деколь и говоря с пренебрежением "Наклейка", предлагаем вернуться в начало статьи и еще раз посмотреть на "наклейки".
Метод деколирования был придуман в 18 веке французским гравером Симоном Франсуа Равене. "Первоначально технология была такой: на нагретую медную гравюру наносилась краска, и с неё делался оттиск на специальную плотную пористую (папиросную) бумагу, полученное на бумаге изображение накладывалось на покрытое лаком изделие, краска прилипала к поверхности, после чего бумага намачивалась и удалялась". Первые керамические изделия с деколями были изготовлены в 1756 году фирмой Sadlier & Green в Ливерпуле, куда переехал Равене. Почему деколирование вообще придумали в керамическом производстве? Для украшения массовой посуды, ведь ручная роспись была (и остается) долгим и дорогим делом. Деколирование - это профессиональный метод переноса изображения художника на поверхность любого керамического и фарфорового изделия. В основе деколи - рисунок художника, который он выполнил на бумаге, вложил в него мысль, идею, время и душу. Это не картинка из Яндекса, а полноценный художественный процесс. Просто потом этот рисунок не остается в единичном экземпляре, а множится. За счет этого цена готового изделия уменьшается. Не все готовы выложить 15 000, 20 000, 100 000 или 300 000 рублей за изделие с полностью ручной росписью. Ручная роспись - это прекрасно, но долго и очень дорого. Так что же тогда смущает в деколи, если эта таже работа, но в десятки раз дешевле и доступнее?! От использования деколи изделие не теряет художественной ценности. Оно имеет возможность порадовать собой как можно больше людей.
Самый простой пример - изделия Императорского фарфорового завода, такие, как "Кобальтовая сетка" или серия тарелок с птицами. Изображения на них - это деколи, "переводные картинки", но разве от этого качество или художественность страдает? Мы отвечаем "НЕТ!". На дворе 21 век! А люди все еще не доверяют деколи, зато с радостью пьют чай из сублимационных кружек.
Теперь расскажем о технологии изготовления изделия с деколью.
Сначала проектируется будущее изделие, это может быть что угодно. Продумывается декор и рисунок, измеряется его размер. Поверхность для деколирования может быть любой: гладкой, ребристой, внутренней, с рельефом. Размер ограничен только форматом бумаги, которую можно заправить в принтер. Затем создается рисунок: как полноценная картина на бумаге или холсте красками или графическими материалами. В современном мире возможно создание изображения в графических программах. Затем рисунок подгоняется под нужный размер и распечатывается на декольном принтере специальными керамическими красками на декольной бумаге, состоящей из двух слоев (как переводная картинка). Для переноса картинки с бумаги, её опускают в воду, чтобы слой с рисунком "отошел" от нижнего бумажного слоя. Затем изображение наклеивают и удаляют все пузырьки воздуха и воды, иначе в этом месте будет пробел. После этого изделие обжигают при температуре от 850°С до 1000°С в течении 5 часов. Во время обжига краски впаиваются в черепок, пленка выгорает и остаётся только изображение. Соскаблить его ничем нельзя. Деколь выдерживает посудомоечную машину, микроволновку, каждодневное использование. Она не выгорает, не стирается. Да что вообще может случится с рисунком, который преодолел обжиг в 1000 °С? Пожалуй, ничего.
К сожалению, деколь за годы её использования дискридитировали дилетанты, которые не получили ни художественного образования, ни практики, зато прошли двухдневные курсы "стань художником", купили печь и накачали из Пинтереста чужих картинок. Некоторые и вовсе продолжают "традиции" советского времени, печатая однообразные пошленькие цветочки.
Но не надо думать, что все такие. Об этом мы уже написали выше, но повторимся: если вы хотите получить изделие расписанное полностью вручную, то будьте готовы выложить за него круглую сумму. Если же ваш бюджет ограничен, то не смущайтесь понятия "деколь". Сегодня, продолжая традиции 18 века, профессиональные художники заводов, известных во всем мире (ИФЗ, LLadro, Meissen), используют в своей работе метод деколирования. Как раз для того, чтобы их изделия были доступны по всему миру.
Текст: Татьяна Свирцова, Александр Комарьков